Балеты Эйфмана. «Чайковский. PRO et CONTRA»

Очень хочу посмотреть все балеты Эйфмана. К сожалению, это не так просто – количество спектаклей невелико, и приемлемые по цене билеты разлетаются мгновенно. Пока что мне удалось в апреле 2018 посмотреть «Реквием», и вот через год успела «ухватить» билеты на три спектакля — «Чайковский», «Роден» и «Русский Гамлет».

Билеты удалось взять только в боковые ложи третьего яруса, причём во втором ряду, где, сидя, ты видишь в лучшем случае половину сцены.

Александринский театр в этом смысле удобством не отличается. Первый акт спектакля «Чайковский» я смотрела, сидя на разделительном барьере, в антракте удалось перебраться в соседнюю ложу, где оказались свободными места с лучшей видимостью.

Балет Эйфмана «Чайковский. PRO et CONTRA» — рассказ в танце о жизни и творчестве композитора, о его внутренних противоречиях, поисках и метаниях. Премьера состоялась в 2016 году.


Вот что говорит о своём балете сам Борис Эйфман:

 «Петр Ильич Чайковский – творец, чья музыка десятилетиями вела меня и питала созидательной энергией. Его произведения погружают слушателя в неукротимый поток эмоций, пробуждают мечты и фантазии, преображая и возвышая человека.
Я всегда стремился понять, почему композитор, достигший огромной славы и полностью реализовавший свой дар, создавал столь трагическую музыку? Бесспорно: главным источником мук, испепелявших его душу, стало гнетущее осознание собственной инаковости, трактовавшейся Чайковским как проклятие. Но не только роковое внутреннее раздвоение обрекло композитора на немыслимые страдания. Неотвратимость и всевластие фатума, враждебность окружающего мира, вечное одиночество трепетной души — все это лишало Чайковского даже призрачной надежды на обретение покоя и счастья.
Творческий процесс великого художника — всегда загадка. Понять его так же сложно, как и проникнуть в личную жизнь гения. Где найти границу, за которой кончается обыденность и начинается творчество? В судьбе художника эти два начала сплетаются воедино. Радость и страдание, победы и поражения, апофеоз мысли и вихрь страстей – все возлагается на алтарь великих свершений в искусстве. Такова участь каждого творца: он постоянно окружен восторженными почитателями и завистниками, поклонниками и клеветниками.
Жизнь Чайковского – это нескончаемый диалог с самим собой, его творчество – исповедь, полная боли и гнева».

И всё это прекрасно читается в хореографии спектакля. Я специально не стала предварительно ничего читать о спектакле на сайте театра Эйфмана, не смотрела и программку. Но все сюжетные линии прекрасно прочитываются, все персонажи узнаваемы.

Балет начинается со сцены, где больной, умирающий Чайковский вспоминает события своей жизни, к нему приходят персонажи его опер и балетов.

Через весь спектакль проходит образ двойника Чайковского – alter ego, тёмная сторона личности.

Знакомство с Антониной Милюковой, покровительство Надежды фон Мекк, работа над «Щелкунчиком» и «Евгением Онегиным».

Не обойдена вниманием и нетрадиционная ориентация Чайковского, и все связанные с этим внутренние метания.

Брак с Антониной Милюковой, который должен был поправить двусмысленную репутацию Чайковского, связанную с его ориентацией. Неразрешимые противоречия, возникшие в этом браке, и неизбежный крах отношений. Психическая нестабильность Милюковой, неизбежное расставание.

Работа над «Пиковой дамой».

Многолетняя переписка с Надеждой фон Мекк резко обрывается. Больной, измученный композитор не находит больше сил, чтобы продолжать жить.

Смерть его была окружена слухами и сплетнями, в том числе слухами о самоубийстве. Однако, всё гораздо прозаичнее – осенью 1893 года в Петербурге была эпидемия холеры, и Чайковский заразился, выпив стакан некипячёной воды в ресторане. Он скончался в возрасте 53 лет, успев создать музыку для десяти опер, трёх балетов, симфонические произведения, камерную и хоровую музыку.

Последний танец со Смертью.

Балет «Чайковский» идёт почти два часа. Поражаешься, как хватает сил у танцовщиков – хореография непростая, к тому же, на протяжении всего спектакля нужно поддерживать мощнейший эмоциональный накал.

Балеты Эйфмана – это всегда глубоко эмоционально, образно, и в то же время конкретно.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *