Вчера мне, наконец, посчастливилось попасть в Александринку на балет Эйфмана «Реквием». Сказать, что постановка произвела на меня сильное впечатление – не сказать ничего.
Полное погружение в атмосферу жизни страны 30-40-х годов прошлого века…
Спектакль состоит из двух актов. Интересно, что 2-й акт был создан гораздо раньше 1-го. В 1991 году Эйфман поставил одноактный балет на музыку Моцарта, и лишь в 2014 году состоялась премьера спектакля, в котором соединились абсолютно реалистичный ахматовский «Реквием» на музыку Шостаковича (Камерная симфония «Памяти жертв фашизма и войны») с философским осмыслением «Реквиема» Моцарта.
1-й акт – это абсолютный реализм. Время, сюжет — всё «читается» очень чётко. Ты проживаешь вместе с героями события их жизни, боль, страх, надежду и безнадёжность. Очереди к окошку, где ждёт драгоценная весточка или узелок с вещами, оставшимися от самого дорогого человека… НКВД-шная машина уничтожения…Блокадные саночки, на которых увозят тех, кому уже не больно и не страшно… Ахматовские строки, рассказанные языком танца… Это страшно по-настоящему. Звуковое и световое оформление многократно усиливают впечатление.
2-й акт, пожалуй, вне времени – это о жизни вообще, вне зависимости от событий конкретной эпохи. Соответственно меняется и хореография. Рождение, молодость, любовь, старость…И вроде бы есть конкретные герои, но их история могла бы развиваться в любое время, в любой стране.
Лучше всего об идее спектакля говорит сам Борис Эйфман:
«Перечитывая поэму «Реквием», я неизменно поражаюсь, насколько безудержна та боль, что пульсирует в строках Ахматовой. Снова и снова траурные образы «осатанелых лет» наполняют сердце. И вереницы погребенных заживо застывают в вечном ожидании у тюремных ворот…
Крику женщины, на чью долю выпали страшные испытания, в поэме Ахматовой вторят стоны тысяч несчастных матерей и жен. Эта симфония скорби не перестает звучать во мне. Священная боль не утихает.
Воистину: мир человеческих страданий бездонен. Но в самом течении жизни скрыта божественная непрерывность бытия, которую гениально воспел в своем «Реквиеме» Моцарт. Слушая его произведение, ощущаешь дыхание вечности. Тревоги и опасения исчезают, ты пронизан предчувствием вселенской тайны. Откуда я? Зачем я? Что есть я? Обращаешься к своей памяти. Это она вводит незащищенного юношу в мир, воскрешает испытания зрелости, мудрость и бессилие старости. Сколько злобы, клеветы и насилия в моей памяти… И сколько неувядающих прикосновений счастья, любви!..
Страдания, отчаяние, надежда – все это во мне, в каждом из нас. И погребальная песнь сливается воедино с моцартовским гимном жизни».
Балетная труппа превосходна – профессионализм помноженный на талант. Неудивительно, что зал заполнен, а в ложах даже стоят за креслами. Жаль, что театр Эйфмана в течение года так много гастролирует за рубежом. Хотелось бы иметь возможность видеть их чаще в Петербурге.
Добавить комментарий