Премьера балета «Роден» состоялась в 2011 году. Это третий балет Эйфмана, который мне удалось посмотреть. До этого посчастливилось увидеть «Реквием» и «Чайковский».
Место мне опять досталось во втором ряду третьего яруса, в боковой ложе с весьма ограниченной видимостью. Но, что меня снова удивило, так же, как и на спектакле «Чайковский» — все билеты этой категории на сайте числились проданными, в то время, как в соседней ложе с лучшей видимостью было несколько свободных мест. Разумеется, я этим воспользовалась и после третьего звонка заняла место, с которого прекрасно просматривается вся сцена.
Решила снова проверить себя – смогу ли понять, что хотел сказать балетмейстер, не читая предварительно ничего о балете. В результате практически полное совпадение с тем, что Эйфман написал о своей постановке:
«Жизнь и любовь Родена и Клодель – удивительная история двух художников, в сложном, невероятно драматичном союзе которых все сплелось воедино: страсть, ненависть, творческая ревность. Духовный и энергетический обмен, происходивший между скульпторами, уникален: находясь рядом с Роденом, Камилла не только дарила ему вдохновение, помогала обретать новый стиль и создавать шедевры, но и переживала стремительное взросление собственного таланта, превращалась в великого мастера. Красота, молодость, гениальность – все это было принесено ею в жертву возлюбленному.
После расставания с Клодель скульптор остается рядом с преданной, но нелюбимой Розой Бёре. Камилла пытается найти спасение в творчестве, однако критика не принимает ее. В порыве отчаяния Клодель уничтожает свои работы. Она погружается во мрак безумия. Душу несчастной испепеляет патологическая ненависть к бывшему учителю и возлюбленному, укравшему, как полагала Камилла, ее жизнь и дар.
В новом балете отражены тоска Родена по своей музе, муки его совести и порожденный душевным недугом, насыщенный болезненными наваждениями бред Камиллы, вернее – той безумной эринии, в которую превратила ее безжалостная судьба.
На языке тела мы говорим в этом спектакле о страсти, внутренней борьбе, отчаянии – обо всех тех явлениях жизни человеческого духа, которые гениально изображены Роденом и Камиллой в бронзе и мраморе. Обратить застывший в камне миг в безудержный, эмоционально насыщенный поток телодвижений – вот к чему стремился я, сочиняя новый балет.
Спектакль «Роден» – это размышление о непомерной цене, которую приходится платить гениям за создание бессмертных шедевров. И, конечно же, о тех муках и таинствах творчества, что всегда будут волновать художника».
И всё это абсолютно прочитывается в хореографии. Можно не знать имён, если недостаточно знаком с биографией Родена, но ты понимаешь, что перед тобой отношения с двумя женщинами, одна из которых любима, а по отношению к другой он испытывает, скорей, благодарность и чувство вины. Чётко просматриваются и отношения учителя и ученицы – Родена и Клодель, и постепенная трансформация этих отношений.
Неизбежно возникают мысли и о цене гениальности, о тонкой грани между гениальностью и безумием.
Полное название спектакля – «Роден, её вечный идол». Фатальная зависимость разрушила жизнь Камиллы Клодель. Её судьба, по истине, трагична. 30 лет Камилла провела в психиатрической клинике, куда её поместил брат. Там же и скончалась в возрасте 78 лет. За всё это время родственники ни разу не навестили её, несмотря на то, что доктора неоднократно сообщали им о том, что держать Камиллу в клинике нет никакой необходимости, и она вполне могла бы жить дома, в семье.
В спектакле всё работает в единстве – и хореография, и музыка, и свет. Балет поставлен на музыку французских композиторов — Равеля, Сен-Санса, Массне. Декорации и свет — всё тщательно выверено, и вносит свой вклад в общее впечатление.
Мастерство балетной труппы выше всех похвал. Поражаешься, как танцовщики на протяжении нескольких минут выдерживают эти чудовищно неудобные статичные позы, когда нужно изображать статуи Родена. Это какая-то нереальная неподвижность – ни малейшего движения. Такое впечатление, что они даже дышать перестают.
Спектакль производит очень сильное впечатление.
Добавить комментарий