Балеты Эйфмана. «Русский Гамлет»

Балет «Русский Гамлет» был поставлен ещё в 1999 году, но с апреля 2017 года  идёт в новой редакции. Это пластический рассказ о детстве и юношестве, наверное, самого оболганного российского императора  — Павла I.

Борис Эйфман о своей постановке:

«Судьба царевича Павла, так напоминающая судьбу Гамлета, покрыта множеством тайн и мистических предзнаменований. Рожденный со светлым мироощущением, блестяще образованный, он готовил себя к служению Отечеству. Однако убийство отца, нелюбовь матери, боявшейся сына-наследника, атмосфера постоянной слежки, интриг, страха и унижений погрузили будущего императора в мир фантастических галлюцинаций, мании преследования и духовного одиночества. Павел, с детства склонный к мистицизму (известен его рассказ о встрече с призраком Петра I), предчувствовал свой трагический конец и спешил к власти для лучшего обустройства России. Но остался непонятым, был жестоко убит и проклят.
Герой нашего спектакля – молодой царевич Павел. Это период его светлых честолюбивых желаний и первых трагических катастроф. Это поиск своего ответа на вечное гамлетовское «Быть или не быть?».

Балет поставлен на музыку Бетховена и Малера.

Как всегда у Эйфмана, в хореографии чётко прочитывается и сюжетная линия, и все взаимоотношения и эмоции персонажей.

Будущая императрица Екатерина страдает от недостойного поведения своего нелюбимого и нелюбящего мужа. Она понимает, что вот-вот Пётр III объявит о разводе. В этом случае её не ждёт ничего хорошего. Братья Орловы готовы помочь избавиться от ненавистного супруга и взойти на престол, нужно решаться.


Маленький Павел по сюжету становится невольным свидетелем убийства отца. Это накладывает жестокий отпечаток на всю его дальнейшую жизнь. С раннего возраста отлучённый от матери, он постоянно ищет её любви, но не находит. Но могла ли Екатерина по-настоящему любить своего сына, рождённого от нелюбимого мужчины, и фактически отнятого у неё свекровью?

Павел тянется к матери, но она постоянно его отвергает.

Она видит в нём не столько сына, сколько конкурента, способного отобрать престол. Ведь изначально предполагалось, что она будет регентом при сыне до его совершеннолетия. Однако, отдавать власть Екатерина не намерена. Чтобы отвлечь наследника от мыслей о троне, мать решает скорей женить его. Юноше предлагают трёх невест на выбор. Он сразу же влюбляется в немецкую принцессу, которая и становится его женой.  Немка получает новое имя — Наталья Алексеевна.

Довольно быстро Екатерина разочаровывается в выборе невестки – та оказалась весьма амбициозной и склонной к интригам. Наталья Алексеевна не только не отвлекает мужа от мыслей о троне, но и всячески их поддерживает. Разгневанная императрица решает разрушить семейную идиллию.

Интриги во дворце – обычное дело. Павлу суждено пережить сначала измену жены, а затем и её скорую смерть.

Второй акт – это воспоминания и фантазии Павла. Он постоянно вспоминает свою умершую жену, те мгновения, когда был счастлив рядом с ней. В своих мечтах он видит, как призрак его отца карает убившего его фаворита. Теперь наступает очередь предавшей матери, но даже в фантазиях Павел не способен перешагнуть эту черту. Но и бездействовать он не может. Во время очередного бала во дворце Павел приказывает актёрам разыграть спектакль, сюжет которого явно намекает на участие Екатерины в убийстве мужа. Эта сцена поставлена очень эмоционально. К сожалению, с третьего яруса очень плохо видно, что происходит в верхней части сцены, занавес мешает, однако краски и музыка однозначно дают понять, что речь идёт об убийстве. Императрица в бешенстве.

Но и она  не находит покоя. Екатерину терзают свои призраки. Она боится смерти.

Вполне шекспировский сюжет. Действительно, русский Гамлет…

Жизнь Павла по-настоящему трагична. Трагедия искалеченной Души. Мечтательный юноша, имевший хорошие задатки и получивший прекрасное образование, в итоге не смог реализоваться как правитель. Страх, в конце концов, убивает все чувства и отнимает все силы.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *