Посмотрела в июне балет Эйфмана «Up & Down», но записать свои впечатления собралась только сейчас — спустя почти два месяца.
Билет был куплен заранее, и я долго предвкушала, как буду смаковать зрелище. Я очень люблю эйфмановские спектакли, но на этот раз впечатление оказалось нетипичным – всё идеально, придраться совершенно не к чему, а меня почему-то не захватило. И даже сейчас, спустя приличное время, я так и не могу понять, почему. Мастерство исполнителей выше всяких похвал, артисты работают с максимальной отдачей, прекрасно выстроен свет, музыка органична.
Но почему меня не захватило так, как это было с «Реквиемом» или «Чайковским»? Не знаю…
Балет «Up & Down» поставлен по мотивам романа Фицджеральда «Ночь нежна». По сюжету талантливый врач-психиатр Дик Дайвер влюбляется в свою пациентку Николь, происходящую из богатой семьи, и женится на ней. Сначала всё складывается для него вполне успешно, на деньги жены Дик открывает свою клинику, но со временем жизнь начинает катиться под откос. Отношения с женой охлаждаются, и, в конце концов, завершаются разводом. Любовь к молодой актрисе Розмари также заканчивается расставанием. Начинаются проблемы в клинике, Дик уходит из профессии, начинает пить.
Вот что говорит сам Борис Эйфман об идее этого балета:
«Наша судьба соткана из жестоких парадоксов. Богатство может быть невыносимее самой страшной нищеты, а ясный и острый ум оказывается беззащитен перед хаосом бессознательного. Подобную истину прекрасно знал Фрэнсис Скотт Фицджеральд, чей роман «Ночь нежна» вдохновил меня на создание балета «Up & Down». Этот спектакль – трагическая и одновременно ослепительно яркая хроника духовной гибели человека. История о том, как извечная мечта о счастье оборачивается крушением, а внешне красивая и беззаботная жизнь, протекающая под ритмы джаза, – кошмаром.
У главного героя балета – обаятельного светского персонажа и талантливого психиатра – есть все, чтобы реализовать свой дар, сделать блестящую научную карьеру. Однако в мире, подчиненном власти денег и темных инстинктов, подлинная гармония невозможна.
Царство роскоши, в которое погружается доктор, оказывается гибельной трясиной. Крахом увенчивается попытка найти равновесие между собственным внутренним миром и внешней реальностью. Уступка за уступкой – и герой утрачивает свое «Я», фактически оставляя профессию и превращаясь в сиделку при полубезумной жене. Его сознание, харизма, карьера разрушаются. Потеряв все, доктор становится изгоем в обществе, где слабым нет места.
Личность, забывающая о собственной миссии, уничтожающая свой талант, обречена на катастрофу, а компромисс с коварным, наполненным соблазнами миром всегда губителен. И именно о роковых последствиях, к которым приводит предательство человеком самого себя, призван напомнить балет «Up & Down».
Как всегда у Эйфмана, всё это прекрасно прочитывается в хореографии. Отдельной похвалы заслуживают танцевальные номера в стиле джаз, замечательно передающие атмосферу эпохи. Стиль балетных танцовщиков отличается от того, что мы увидели бы на танцполе, но это благородство движений только добавляет очарования.
В общем, я как всегда наслаждалась прекрасной хореографией, но глубокого сопереживания с героями почему-то не случилось.
Добавить комментарий