Никандрова пустынь находится на расстоянии 37 километров от Порхова. На нашем экскурсионном автобусе ехать около часа.
Места довольно глухие – асфальтированная дорога сменяется грунтовкой, сотовая связь местами полностью пропадает.
Пробыть в пустыни мы сможем в общем сложности не более полутора часов, поэтому гид начинает рассказывать о пустыни и о самом преподобном Никандре еще в пути.
Родился преподобный Никандр (мирское имя его – Никон) в 1507 году на Псковщине. С детства он стремился к уединению и молитве. Старший брат его Арсений в молодом возрасте принял постриг. После смерти отца Никон уговорил мать уйти в монастырь, и сам отправился в паломничество по святым местам. Узнав о глухих местах между Псковом и Порховом, он решил построить себе здесь хижину и проводил время в посту и молитве. Никон мечтал принять монашеский постриг, но чтобы вступить в обитель, нужно было сделать взнос, а денег у него не было. Однако, нашелся в Пскове человек, готовый внести за него деньги. Никон принял постриг с именем Никандр и через некоторое время снова удалился в свою пустынь.
Через многие испытания пришлось ему пройти. Как-то набрели на его келью четверо разбойников. Никандр просил их не трогать иконы, а больше у него брать было нечего. Но разбойники его не послушали, они забрали образа, а самого Никандра избили и ушли. Но далеко уйти им не удалось – они начали блуждать, двое утонули при переправе через реку, а оставшиеся двое в испуге вернулись к Никандру просить прощения, и были им прощены.
Известен случай, когда к келье Никандра пришел медведь и начал чесать спину о косяк. Преподобный помолившись, вышел, подул медведю в морду, и тот упал, как подкошенный. Когда медведь очухался, он начал лизать преподобному ноги.
Обладал Никандр и даром видеть будущее. Одному крестьянину, печалившемуся о том, что долго у них с женой детей нет, он предсказал, что скоро всё изменится и Бог даст им ребенка. Так оно и вышло. Мог святой и от болезни избавить своей молитвой. День своей кончины он тоже предсказал заранее. Умер Никандр в 1581 году. Похоронили святого рядом с его кельей, а позже на этом месте поставили церковь Благовещения пресвятой Богородицы. Надо заметить, что по канонам святым человека признают не сразу, а спустя много лет после его кончины. Одним из необходимых условий признания святости является обретение нетленных мощей, что в случае с преподобным Никандром имело место в 1687 году.
Через два с половиной года после кончины Никандра постепенно стала формироваться обитель. Первые письменные упоминания о пустыни относятся к 1598 году. За последующие годы деревянные постройки обители неоднократно горели.
При царе Алексее Михайловиче монастырь получил во владение окрестные земли. А вот при Екатерине II для монастыря настали не лучшие времена.
Наибольшего расцвета обитель достигла во времена правления императора Павла I.
После революции 1917 года монастырь пытались хоть как-то сохранить, преобразовав его в коммуну, но в 1928 году он был закрыт и впоследствии полностью разрушен. Все монастырские постройки, которые можно увидеть в наше время, выстроены заново после 2000 года, когда монастырь начал постепенно возрождаться.
Первое, что мы увидели, подъехав к Никандровой пустыни, были пасущиеся на лугу перед храмом коровы, отмахивавшиеся хвостами от назойливых мух.
А неподалеку бородатый господин предлагал отпускать голубей в полет за небольшую плату:
Времени на осмотр обители у нас оставалось совсем немного. Быстро пообедав под навесом возле трапезной, экскурсанты разбежались искать целебные источники.
Дальше всех находится знаменитый радоновый источник Александра Свирского с купелью. Идти до него около 2 километров по лесной дороге. Комаров здесь преогромное количество. Вода в этом источнике и зимой и летом имеет одну и ту же температуру +6 градусов. Цвет воды в купели слегка голубоватый.
К сожалению, окунуться целиком мне не удалось – когда я подошла к источнику, там уже стояла довольно длинная очередь, состоящая из паломников. Поэтому пришлось только зачерпнуть воду ковшиком, умыть лицо и двигаться обратно. Ощущения очень приятные, кожу лица еще некоторое время слегка покалывало.
Окунуться не удалось, зато одна из немногих членов нашей тургруппы, я успела добежать еще до двух целебных источников и набрать там воды.
Ближе всего к монастырю находится источник Петра и Павла.
Строго говоря, здесь сразу два колодца, воду из которых нужно поднимать с помощью ведра на коромысле. В левом вода считается мертвой, а в правом — живой.
Чуть дальше находится источник святого Никандра. Здесь тоже колодец, из которого также нужно поднимать воду ведром, успевая при этом отмахиваться от здоровенных комаров.
Есть у пустыни еще один целебный источник – источник иконы Казанской Божьей Матери.
Он ближе всего к монастырским постройкам. В народе его называют глазным. Для питья эта вода непригодна, в ней слишком много ила, но считается, что она помогает при глазных болезнях.
К автобусу мне пришлось едва ли не бегом бежать, еле уложилась в отведенное время. А опаздывать нельзя – ехать довольно далеко, да и лишнее промедление может обернуться долгим стоянием в пробках на подъезде к Петербургу. Надо сказать, нам все-таки повезло – пробки были, но не глухие, так что, домой мы смогли вернуться почти в запланированное время.
Конечно, полтора часа в таком месте, как Никандрова пустынь – это слишком мало, но будем считать это первым знакомством.
Добавить комментарий