Балет «Ярославна. Затмение» в Мариинке

Посмотрела в Мариинском балет «Ярославна. Затмение». Впечатление он на меня произвёл своеобразное. Я читала до этого  отзывы в сети,  некоторые из них были резко негативными.

Музыка для балета написана композитором  Борисом Тищенко ещё в 1974 году. Балет был поставлен в Малом оперном театре хореографом Олегом Виноградовым и режиссёром Юрием Любимовым. В основе — события, описанные в «Слове о полку Игореве». Говорят, легендарный был спектакль. Жаль, мне не удалось найти видеозапись.

Современная версия поставлена хореографом Владимиром Варнавой. Вот что сам он пишет о спектакле:

«Читая текст «Слова о полку Игореве», я стараюсь проводить параллели с собой и в своем спектакле по этому произведению ищу эмоции, образы, близкие сегодняшнему зрителю. Моя история про человека, я размышляю о том, что происходит в душе того, кто совершает поступок лишь в угоду своим амбициям, желая удовлетворить свое эго, накормить своего демона. Это может быть про каждого из нас, и мне хочется, чтобы каждый зритель подумал о своих делах. «Ярославна» не про геройский подвиг, не про освободителя, это трагедия. Это как «Макбет» наоборот, такой хэштег я бы дал нашему спектаклю. В «Макбете» мы наблюдаем почернение души человека, а здесь из затмения через испытания и самую главную вину, смерть большого количества людей, герой приходит к ясности. Тема прозрения одного ценой жизни многих есть в «Слове о полку Игореве», и моя задача как постановщика — этот замысел проявить».


Спектакль состоит из трёх актов. В первом акте у князя Игоря, искушаемого дивом, созревает амбициозный замысел военного похода за властью и славой, в то время как земля русская итак погрязла в братоубийственных междоусобицах. Ярославна, предчувствую беду, пытается отговорить мужа, но безуспешно. Второй акт – сражения с половцами, поражение и плен. Третий акт – побег и возвращение, но счастливое ли – ведь мысли о войне по-прежнему владеют князем?

Идея понятна, но одно дело – замысел, другое – воплощение. Вот здесь, на мой взгляд, всё не так здорово.

Мне очень понравилось художественное оформление спектакля. Интересный свет, дающий очень красивую картинку, оригинальная задумка с тенями на заднике.

Яркое оформление, мощная музыка Тищенко. И на этом фоне однообразная, местами откровенно скучная хореография.

Балет – это история Души, рассказанная телом. На балетный спектакль идёшь, прежде всего, ради танца, а танца-то как раз почти и  не было. Я люблю современный балет, приветствую эксперименты в этой области, но при условии, что хореография не превращается в акробатику.

После этого спектакля я ещё более высоко оцениваю хореографию Эйфмана, где каждое движение, каждая поза оправданы и наполнены глубоким смыслом. В спектаклях Эйфмана, даже не зная сюжета, ты чётко считываешь все эмоции и взаимоотношения персонажей. С хореографией Варнавы у меня этого, к сожалению, не получилось.

Честно говоря, в антракте я боролась с желанием уйти, но всё-таки уговорила себя досмотреть до конца. В середине третьего акта едва не заснула, монотонные движения на сцене подействовали усыпляюще – у меня такое в театре впервые.

Неприятие вызвало у меня представление дружины князя Игоря в виде команды недоделанных роботов-хоккеистов.

Согласна, война – это величайшая глупость, но и величайшая трагедия, и ёрничать подобным образом, я бы всё же не стала.

По большому счёту, мне не хватило в этом балете, как самого танца, так и смысла и эмоций в движениях. Радует то, что в июле я иду на свой очередной балет Эйфмана, на этот раз это будет «Up&Down».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *