Вечер памяти Олега Каравайчука

«По порядку в хаосе я достиг здесь невозможного».

Олег Каравайчук

7 декабря 2017 в Эрмитажном театре состоялся вечер памяти композитора Олега Каравайчука. В этом году ему исполнилось бы 90 лет.

Олег Каравайчук имел репутацию мастера эпатажа, и даже «городского сумасшедшего». Более всего он ценил импровизацию — музыку, рождающуюся здесь и сейчас. Он сотрудничал с такими талантливыми людьми как Сергей Параджанов, Кира Муратова, Илья Авербах, Сергей Юрский, Василий Шукшин, Сергей Курёхин.

В начале вечера небольшое вступительное слово произнёс директор Эрмитажа Пиотровский. Он очень тепло отозвался о Каравайчуке, назвав его большим другом Эрмитажа и защитником культуры.

В первом отделении демонстрировался документальный фильм режиссёра Дмитрия Вологдина «Опоясывающий менестрелей», во втором отделении мы увидели премьеру балета «Гамма» израильского хореографа Роя Ассафа на музыку Каравайчука.

Почти на всём протяжении фильма композитор проходит по залам Эрмитажа, пытаясь передать голосом своё восприятие античных скульптур. Лица скульптур буквально завораживают. Сам Каравайчук — очень худой, почти бестелесный, похож на птицу. Мне кажется, этот человек никого не может оставить равнодушным – кто-то сочтёт его сумасшедшим, кто-то – гением, при этом ему самому абсолютно всё равно, что о нём подумают.  Он высказывается, зачастую не слишком выбирая выражения. Говорит о том, что всё меньше становится людей, имеющих  лицо,  о гениальности «небрежной кисти» первобытных художников и о современном граффити как свидетельстве вырождения человеческого гения, о том, что ещё никому не удалось написать действительно абстрактную музыку – в любой музыке слышатся ноты жизни, а абстракция – это торжество чистой формы,  о том, что ритм «буги-вуги» закручивает, замыкает человека на себя, ограничивая и делая пленником этой воронки…

Идея создания балета на композицию Каравайчука «Гамма» принадлежит премьеру Михайловского театра Марату Шемиунову, который  был лично  знаком с композитором. На израильского хореографа Роя Ассафа эта музыка произвела сильнейшее впечатление. Он отозвался о «Гамме» так: «Это просто и сложно, конкретно и абстрактно, духовно и телесно, приземлённо и возвышенно, жестко и мягко, далеко и близко». В результате родился хореографический спектакль для трёх танцовщиков (артисты Михайловского театра — Марат Шемиунов, Сергей Стрелков и Андрей Касьяненко). Мощная, энергетически насыщенная музыка требует соответствующей хореографии и соответствующего исполнения. За достаточное небольшое время танцовщики выложились на все сто, под прожекторами блестели их абсолютно мокрые от пота спины. Гамма звуков, гамма движений, гамма чувств, гамма желаний…Путь мужчины –  соперничество, страсть, борьба, желание поддержки, усталость…Публика кричала «браво» совершенно заслуженно, но я чувствовала, что мне чего-то не хватает. Сильная музыка, сильная хореография, сильное исполнение, всё практически идеально – тогда откуда это ощущение?  Видимо, просто не совпало с моим внутренним ожиданием — мне в тот вечер очень хотелось увидеть свободный. радостный полёт Души совершенно счастливого человека …Но это, безусловно, очень достойная и качественная постановка.

После премьеры в Петербурге Фонд Олега Каравайчука планирует показать балет в Германии и Японии, а также представить комиссии театральной премии «Золотая маска».

Поделиться:

Опубликовано

в

от

Метки:

Комментарии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *