Из Никольского мужского монастыря мы направляемся в женский Успенский монастырь.
Этот монастырь также действующий, но монахинь сейчас здесь всего три вместе с настоятельницей.
Основан Cтароладожский Успенский монастырь был в середине 12 века. Во времена Смуты он, так же, как и Никольский мужской монастырь, пострадал от шведов, а после подписания Столбовского мирного договора был восстановлен.
А в 1718 году сюда была привезена первая жена Петра I Евдокия Лопухина, которая была пострижена в монахини под именем Елена. Местная речка, по берегам которой она любила гулять, с тех пор имеет два имени — наряду с Ладожкой ее также называют Еленой. Настоящее имя Лопухиной было вовсе не Евдокия Федоровна, а Прасковья Илларионовна, но царской невесте изменили имя, чтобы никто не мог ее сглазить – таковы были тогдашние суеверия.
В годы пребывания в монастыре неугодной жены императора прием новых монахинь в обитель был прекращен. После смерти императора Петра в 1725 году Екатерина I, опасаясь претензий Евдокии Лопухиной на престол, распорядилась перевести ее из монастыря в Шлиссельбургскую крепость. После восшествия на престол ее внука Петра II Евдокия была из крепости освобождена и жила в Москве. Умерла она в 1731 году в царствование Анны Иоанновны.
Жила в этом монастыре и еще одна Евдокия — Евдокия Диопер, первая жена прадеда Пушкина Абрама Ганнибала. Девушку выдали за Ганнибала против её воли, отец не посмел отказать приближенному к царю. К мужу Евдокия испытывала отвращение. После того, как она родила совершенно беленькую девочку, супруг заподозрил ее в измене. После жестоких допросов, а по существу, настоящих пыток Евдокия призналась в супружеской неверности, была отдана под суд, долгие годы содержалась в заключении, а после была сослана в монастырь. Девочку Ганнибал к себе не допускал, но положил ей содержание.
В постсоветский период монастырь был возвращен Санкт-Петербургской епархии в 2004 году в довольно плачевном состоянии.
Сейчас он постепенно восстанавливается.
Довольно хорошо сохранился Успенский собор. Он очень похож на Георгиевский собор, что находится в крепости Старой Ладоги.
Оба эти храма построены в 12 веке в характерном византийском стиле. Сходство неудивительно, ведь мастеров было не так много и вполне вероятно, что оба этих храма строили одни и те же люди. К сожалению, фрески, которыми был расписан внутри собор, были уничтожены.
Современные реставраторы решили снять культурный слой вокруг храма, чтобы показать его настоящую высоту, но при этом повредили захоронения вокруг собора. Их пришлось перенести немного дальше.
Успенский монастырь славится своим колодцем с целебной водой, названным в честь святой великомученицы Варвары, являющейся небесной покровительницей обители.
Кстати, американский город Санта-Барбара, знакомый россиянам по одноименному «мыльному» сериалу, тоже назван в честь святой Варвары.
Варвара жила в 3 веке нашей эры в Финикии, принадлежала к знатному роду. Втайне от отца девушка приняла христианство, и когда пришла пора выдать ее замуж, Варвара категорически отказалась выходить за язычника. Отец, узнав о том, что дочь приняла христианство, подверг ее жестоким пыткам, вынуждая отречься от веры, а когда Варвара отказалась, отсёк ей голову. После смерти Варвара была причислена к лику святых. Ей принято молиться об избавлении от внезапной смерти, когда человек не успевает исповедаться.
То, что монастырь женский, сразу бросается в глаза – здесь много цветов, а среди них располагаются симпатичные фигурки животных и птиц.
Напротив монастыря стоит церковь Алексея-человека Божия.
Интересна история постройки этой церкви – во время бури сорвало крышу с одного из монастырских храмов и ветром перенесло на это место. Это было воспринято как знак, что здесь необходимо поставить новый храм, что и было сделано. Алексей, именем которого названа церковь, жил в конце 4-начале 5 века в Риме. Он принадлежал к знатному роду. Родители выбрали ему невесту и начали готовиться к свадьбе, но Алексей сказал, что хочет посвятить свою жизнь молитве. Родители не поддержали его, тогда он ушел из дома. Многие годы Алексей провел в молитвах и кормился подаянием. Однажды он пришел в дом своих родителей, где его не узнали, но позволили остаться и жить в маленькой каморке. Он прожил там много лет, по-прежнему проводя время в молитве и оставаясь неузнанным. Однажды во время литургии в соборе святого Петра глас Божий указал, где живет человек, который молится о Риме. Когда в дом пришли, Алексея уже не застали в живых, а в руке его был зажат свиток, на котором было написано, кем он был.
А нам предстоит посетить в Старой Ладоге еще один храм – церковь Иоанна Предтечи на Малышевой горе.
Добавить комментарий