Еду с «Первыми линиями» на экскурсию в Старую Ладогу. Автобус отправляется в 9 утра от метро Звенигородская.
От Петербурга до Старой Ладоги около 120 километров, значит ехать нам полтора-два часа.
Как обычно по ходу движения идёт трассовая экскурсия. Места мы проезжаем очень значимые для Петербурга – именно здесь, под Синявиным на 12-километровом участке прорывали блокаду, здесь соединились войска Ленинградского и Волховского фронтов. Нашей семье это особенно близко – мой дед по отцовской линии участвовал в прорыве блокады, он был артиллеристом. Здесь шли жестокие бои. К счастью, дед остался жив. По оценке военных трудно найти место, менее пригодное для штурма, но идти на прорыв пришлось именно здесь. Операция носила красивое название «Искра», но в народе этот штурм прозвали штурмом на животе – огонь был такой, что бойцам голову невозможно было поднять. Здесь везде памятные знаки и братские могилы, а поисковые отряды продолжают свою работу и по сей день.
Интересно, что населенный пункт, который мы привыкли называть Синявино, первоначально назывался Сенявино по имени владельцев имения Сенявиных, которым эти земли были пожалованы Петром I. История умалчивает о том, когда и по какой причине Сенявино стало Синявиным. Сейчас это место известно, прежде всего, своей птицефабрикой, продукция которой считается экологически чистой и ценится петербуржцами.
Проезжаем место старой границы со Швецией по реке Лаве, эта граница была установлена в результате Столбовского договора 1617 года.
Историки утверждают, что задолго до того, как на эти земли пришли славяне, здесь жили финно-угорские племена. Долгое время этот край находился под покровительством Великого Новгорода. Эти места привлекали внимание как славян, так и скандинавов, и германцев.
Старая Ладога стала называться старой после того, как в 1704 году Пётр I приказал основать Новую Ладогу в месте впадения реки Волхов в Ладожское озеро. А до этого Старая Ладога была просто Ладогой. Годом основания города принято считать 753 год, а название перешло к городу от финского наименования реки. От финского наименования было образовано скандинавское Альдейгья, которое позже трансформировалось в Ладогу.
Сейчас Старая Ладога – это село, а когда-то она считалась древней столицей Руси. В «Повести временных лет» говорится о том, что сюда пришёл призванный новгородцами для защиты этих земель от набегов Рорик, которого мы привыкли называть Рюриком, и поставил город. Правда, пробыл он здесь недолго – всего три года, а затем перенес свою столицу в Новгород.
По новгородским летописям здесь, в Старой Ладоге, находится могила вещего Олега, который получил власть после смерти Рюрика. Олег был братом жены Рюрика, и как ближайший родственник, стал опекуном его малолетнего сына Игоря. С могилой Олега всё неоднозначно –существуют две равноправные версии – по одной из них Олег похоронен в кургане у Старой Ладоги, по другой – в Киеве на горе Щековице. На данный момент нет перевеса аргументов в пользу ни первой, ни второй версии. По обеим версиям Олегу была предсказана смерть от любимого коня. Для воина конь – боевой товарищ, в котором он должен быть абсолютно уверен, поэтому после предсказания Олег отдал своего любимца на попечение слугам, и в бой его больше не брал. Через какое-то время он поинтересовался, как поживает его любимый товарищ, и ему сказали, что конь умер от старости. Олег захотел увидеть останки коня, тогда и свершилось предсказанное – когда Олег пошевелил ногой конский череп, оттуда выползла змея и ужалила его…
К сожалению, курган мы смогли увидеть только издали – останавливаться здесь экскурсионным автобусам запрещено.
Воспитание наших граждан оставляет желать лучшего – им непременно нужно взгромоздиться на курган и запечатлеть там себя любимых, невзирая на то, что это могила и памятник истории…
Указатель достопримечательностей Старой Ладоги не даст сбиться с пути 🙂 :
Конечно же, осмотр мы начинаем с крепости. Современная крепость – реконструкция постройки 15 века. Даты постройки первых каменных крепостей на месте нынешней относят к 9-му и к началу 12-го века. Ладога была важным пунктом на торговом пути «из варяг в греки», поэтому без крепости здесь было не обойтись. Как выглядела крепость во времена своего расцвета, можно видеть на макете:
Сейчас она выглядит так:
Толщина крепостных стен – около 7 метров, высота – от 7 до 12 метров.
Сложена была крепость из местного камня, который обладает интересными природными свойствами – он легко режется, но потом под воздействием атмосферных факторов становится очень твердым. В качестве основы для раствора использовалась гашёная известь, и по некоторым сведениям в раствор добавлялись куриные яйца.
Из построек на территории крепости сохранился Георгиевский собор. Он выглядит как типичный храм византийского типа.
Внутри стены собора был полностью расписаны фресками, но до нашего времени сохранились только их отдельные фрагменты. К сожалению, съемка внутри собора категорически запрещена. Как ни странно, связано это не с заботой о сохранности фресок, а с какими-то авторскими правами – информации о том, чьи именно права имеются в виду, получить не удалось.
Рядом с собором сохранились старые захоронения:
В одной из башен на нескольких ярусах, которые назывались боями, развёрнута музейная экспозиция:
Здесь представлена вырезанная из дерева карта, показывающая торговые связи Ладоги, знаменитые пути «из варяг в греки» и «из варяг в арабы»:
Свойства здешних почв таковы, что в них прекрасно сохраняются не только металл и дерево, но даже и кожа, поэтому мы можем полюбоваться настоящим кожаным башмаком 10 века:
Из башни есть выход на крытую галерею, с которой открывается изумительный вид:
На территории крепости продолжаются археологические изыскания:
Археологи хотели бы расширить район раскопок – рядом с крепостью сохранились старые земляные валы, в которых есть что поискать, но проблема в том, что дома и огороды местных жителей примыкают к крепости почти вплотную, и хозяева ни за какие деньги не хотят продать их и переехать в другое место:
Неподалёку от крепости находится старейшая улица Ладоги – Варяжская.
На этой улице в старом особняке купца Калязина находится и музей археологии.
Раскопки можно увидеть прямо под музейными окнами:
В витринах музея представлены различные монеты — и старые русские, и дирхемы, бывшие в то время «международной валютой», и ракушки, которые тоже являлись платёжным средством.
А старинные украшения прямо хоть сейчас надевай и иди:
Древние гребешки тоже не сильно отличаются от современных:
Вот этой игрушке-уточке более 10 веков:
А по размеру этих рыболовных крючков можно представить, какая огромная здесь водилась рыба:
Вообще, изначально местные племена занимались охотой и рыболовством, собирали грибы и ягоды, было развито гончарное и кузнечное ремесло. Зерно здесь не выращивали, это принесли с собой уже пришедшие позже славянские племена, практиковавшие подсечное земледелие – деревья подрубались, а когда они подсыхали, то поджигались. На выгоревшем участке земли лет 6-7 был хороший урожай, потом нужно было переходить на другой участок. Так постепенно и извели здешние глухие таежные леса.
А вот это расчерченная игральная доска.
Правила игры на сегодняшний день неизвестны, но находили такие доски на судах – во время длительных плаваний нужно было как-то коротать время. Возможно, в игре как-то участвовали игральные кости:
Представлены в музее и обломки древних фресок.
Как выглядели фрески Георгиевского собора, мы можем видеть теперь только на панно-реконструкциях:
Представлено в музее и современное искусство – выставка батика:
Рядом со стоянкой нашего автобуса мы обнаружили интересный домик. Оказалось, что здесь живут реставраторы:
А наш путь лежит дальше — к Никольскому мужскому монастырю.
Добавить комментарий