Карелия. Лахденпохский район. «Места силы».

Наконец-то после довольно долгого перерыва мне снова удалось выбраться в короткое  путешествие.

На этот раз это была однодневная поездка в Карелию. Фирма «КарелияГид» предлагает несколько маршрутов по Карелии, один из них – в Лахденпохский район. Цель поездки – посетить так называемые «места силы». Маршрут начинается в посёлке Куркиёки и заканчивается на берегу Ладоги на острове Койонсаари.

Поездка к мистическим местам, конечно же, не могла обойтись без мистики 🙂 . Автобус должен был отправиться от Казанского собора в 7-30, но в назначенное время я машину с нужным номером там не обнаружила. Мало того,  сделав неосторожное движение, я удалила sms с телефоном гида. Оставшись без связи, пришлось действовать методом тыка и опрашивать всех, кто под руку попадётся – первым попавшимся оказался искомый гид. Выяснилось, что по каким-то форс-мажорным обстоятельствам автобус  задерживается на час. Группа подобралась позитивно настроенная, поэтому никто особо по этому поводу не шумел – погуляли по сонному ещё Невскому, посмотрели со всех сторон на обновлённый Казанский собор, выпили «капуччино», тут и автобус подошёл.

Выезжали из города через Литейный мост и Охту. Как оказалось, Литейный некоторым образом связан с целью нашей поездки. Существует легенда о том, что рядом с местом строительства моста находился древний священный камень – сейд, и  при строительстве этот камень столкнули в Неву, после чего сработало проклятье. Строительство моста, действительно, шло достаточно непросто – дважды взрывались кессоны, гибли люди. Однако, мост был построен и служит до сих пор.

Нам предстояло ехать около двух часов до Приозерска, а оттуда ещё около часа до посёлка Куркиёки. До Приозерска вполне приличное шоссе, а вот после нас ожидало около 25 километров грунтовки.

Пока выезжаем из города, гид знакомит нас с историей  тех мест, куда мы направляемся.

Эту территорию населяли финно-угорские племена – карелы, финны, вепсы, ижора, а ещё раньше – саами или саамы. Постепенно воинственные карелы оттеснили саамов дальше к северу. Потом сюда пришли славяне. За господство над этими землями  боролись шведы и новгородцы, а позже шведы и Пётр I.  Швеция владела землями Приладожья по Столбовскому договору 1617 года, пока Пётр I не решил «прорубить окно в Европу». Некоторое время эта территория принадлежала Княжеству Финляндскому, входящему в состав Российской империи, а после 1917 года независимой Республике Финляндия. В 1944 году Финляндия была вынуждена уступить Советскому Союзу Карельский перешеек и Приладожье.

На противоположном по отношению к Лахденпохье берегу Ладожского озера находится   основанная Рюриком Старая Ладога. Историки до сих пор спорят по поводу того, был Рюрик скандинавом или славянином. По одной из версий Рюрик был внуком новгородского старейшины Гостомысла. Кстати, существует версия, что прототип шекспировского принца Гамлета Амелет  —  внук Рюрика.

О жизни и верованиях того или иного народа мы можем узнать из сохранившихся легенд и мифов. Для Карелии это, прежде всего, эпос «Калевала», записанный со слов местных сказителей Элиасом Лённротом. «Калевала» состоит из пятидесяти рун и открывается мифом  о сотворении мира.

Я родилась в Карелии и с персонажами «Калевалы» знакома с детства – это и старый мудрый Вяйнемёйнен, и кузнец Илмаринен, и быстроногий охотник Лемминкяйнен, хозяин леса Хийси и злая старуха Лоухи – хозяйка северной страны Похъёлы.

Ещё одним важным источником информации о жизни местного населения можно считать руны, сохранённые сказительницей Параскевой Никитичной Никитиной. Она принадлежала к народности ижора и исполняла руны на ижорском языке. Отец Параскевы Никитиной был кузнецом, а кузнецы в те времена были нередко ещё и костоправами и хранителями рун. В Финляндии Параскева Никитина известна под именем Ларин Параске и ей установлен памятник в Хельсинки на проспекте Маннергейма.

Важное место в жизни карелов, вепсов, саамов занимала магия. Саамские шаманы — нойды общались с духами предков и с духами природы. Верховное божество саамов ––– Радиен Атче, отец всего сущего. Интересно, что Радиен Атче представлен Троицей – Бог-Отец (Батюшка Небо), жена Бога-Отца (Радиен Акка – Матушка Земля) и Бог-Сын (Радиен Пардне).  Мадеракка —  Мать-прародительница получает души от Радиен Атче.  Саамские космогонические мифы очень интересны, и, на мой взгляд, они вполне согласуются с представлениями самых передовых современных учёных.

Вепсские жрецы — арбуи больше занимались «бытовой» магией. Они делали предсказания, освящали браки, проводили похоронные обряды. Становились арбуями люди «со странностями», причём заниматься подобными практиками можно было только по достижении тридцатилетнего возраста.

Считалось, что  души умерших шаманов вселяются в камни – сейды. Вот с такими «одухотворёнными» камнями нам и предстояло встретиться в нашем путешествии.

Дорожный указатель  сообщает, что мы въезжаем на территорию Карелии.

Асфальт заканчивается и начинается обещанная грунтовка. Выглядит дорога неплохо — по ней недавно прошёл грейдер, а прошедшие дожди более-менее прибили пыль, но трясёт на ней довольно сильно. Такое ощущение, как будто едешь по стиральной доске – лучше помолчать, чтобы не прикусить язык.

Наконец, мы въезжаем в посёлок Куркиёки и направляемся к небольшой гостинице «Курки» («Журавль»), где нас уже ждёт обед.

kurkiyoki_1

Название посёлка происходит от названия небольшой реки, которая протекает неподалёку – Куркийоки – Журавлиная река. Название красивое,  но связанная с ним история печальна. Во время сезонного перелёта стая уставших журавлей приземлилась здесь, чтобы отдохнуть и подкрепиться, но холода в тот год наступили необычно рано, и река оказалась замерзшей. Измученные долгим перелётом птицы не смогли найти здесь пищу, и многие из них в этом холоде не дожили до утра. Утром местные жители попытались спасти тех, кто ещё подавал какие-то признаки жизни. В память об этом печальном событии и было дано название реке.

Сейчас в посёлке Куркиёки около 900 жителей. А во времена шведского господства здесь был классический средневековый город  – Кроноборг.  Интересно, что при шведах только здесь сохранялся православный приход. Шведы позволили сохранить его из уважения к заслугам Родиона Лукьяновича Лобанова – русского боярина, перешедшего к ним на службу.

В начале 20 века в Куркиёки был организовано сельскохозяйственное училище, которое позже выросло до Института сельского хозяйства, в котором преподавал известный финский биолог Вели Рясанен. Он был большим знатоком лишайников. Лишайники играли в жизни местного населения важную роль — в голодные годы они буквально спасали жизнь. Их сушили, потом варили в нескольких водах, чтобы удалить горечь, и ели. Кто пробовал, говорит, что вкус очень напоминает вкус грибов. Учёные долгое время не могли разобраться, куда отнести лишайники. Лишь в конце 19 века было установлено, что они представляют собой симбиоз грибов и зеленых водорослей.

Второй президент Финляндии Лаури Кристиан Реландер был родом из Куркиёки, его отец был директором местного сельскохозяйственного училища.

Первое «место силы» находится совсем рядом с гостиницей, к нему ведёт тропинка, отмеченная бетонными кубиками – они, конечно же, не имеют никакого отношения к древности, их установили где-то в 90-е годы любители эзотерики — постоянные посетители этих мест.

kurkiyoki_7

Выходим по тропинке к плоской скале.

kurkiyoki_2

Такие скалы называют бараньими лбами. Когда-то здесь проводились древние магические ритуалы. Сейчас сюда любят приезжать различные группы эзотериков. Видны следы их пребывания — остатки костра,  монетки.

Бросаются в глаза интересные следы на скале:

kurkiyoki_3
kurkiyoki_4

Затрудняюсь представить, как они могли появиться. Такое впечатление, как будто камень был мягким, как пластилин, и эти следы были  выдавлены на его поверхности.

Буквально в нескольких  метрах от этого места находится ещё один священный камень – камень-седло. По поверьям он исполняет желания.

kurkiyoki_5

Рядом с камнем множество пенёчков – это опять дело рук любителей мистики, они устраиваются на этих пеньках для проведения своих ритуалов.

Третий камень ещё более интересен. Это камень-ступа.

kurkiyoki_6

Считается, что он обладает лечебными свойствами. В таких ступах в древние времена оставляли на ночь тяжелораненых воинов, которым уже нельзя было помочь какими-то другими средствами. К утру раненый должен был, если не восстановиться полностью, то хотя бы получить шанс на выживание. Я  попробовала немного посидеть внутри этой ступы – как ни странно, ощущения довольно комфортные, несмотря на то, что камень холодный и влажный после дождя. Наверно, духи помогали воинам, но вряд ли тяжелораненый воин был в состоянии сам как-то войти с ними в контакт. Вероятно, жрецы проводили соответствующий ритуал.

Садимся в автобус и едем к следующему пункту нашей программы – священному холму, где находилось древнее капище, и у подножия которого по сей день сохранились остатки протосаамского лабиринта. Холм находится рядом с посёлком Алхо, что в 9 километрах от Куркиёки.

kurkiyoki_8_1
kurkiyoki_8

За лабиринтом постоянно ухаживают поклонники древних ритуалов, подкладывают туда новые камушки.

О предназначении лабиринтов до сих пор ведутся споры, выдвигаются различные гипотезы, но ни одна из них пока не нашла достаточного подтверждения. По одной из гипотез лабиринты должны были способствовать успешной рыбной ловле, как бы имитируя заход рыбы в сеть. По другой они связаны с культом мёртвых и должны затруднить душам умерших возвращение в мир живых.

Современные почитатели лабиринтов, в основном, загадывают  там желания, пройдя против часовой стрелки до центра и оставив там какое-то подношение. Чего здесь только нет – и монетки, и игрушки, и даже кусочки шоколада. Каждый, видимо, оставил самое дорогое 🙂 .

Я тоже решила пройти к центру лабиринта. Никаких необычных ощущений я при этом не испытала, но в самом центре у меня наглухо заклинило затвор фотоаппарата. Вернуть ему подвижность удалось только с третьей попытки. 

Неожиданно мне захотелось взять с собой камушек из лабиринта, что я и сделала.

Считается, что на вершине холма, у подножия которого расположен лабиринт, когда-то находилось древнее капище, но до сегодняшнего дня никаких его следов не сохранилось. На мой вопрос, откуда известно, что капище здесь было, гид ответила, что такая информация была на старых финских картах.

Установленные сегодня на вершине холма деревянные идолы – это уже современное творение группы «Сварог», члены которой приезжают сюда, чтобы отмечать древние славянские праздники, например, день Ивана Купалы. Наш гид побывала на одном из ритуалов, который проводился здесь. По её мнению, все воспроизведено довольно близко к описаниям, которые можно найти в сохранившихся письменных источниках. 

Интересно, что некоторые из старинных свадебных ритуалов совпадают с ритуалами, до сих пор распространёнными в Индии — например, ритуал, во время которого жених и невеста кормят друг друга.

kurkiyoki_10
kurkiyoki_10_1

Различных ритуалов было множество —  очистительные, оберегающие, свадебные, похоронные. Всем известная песня «Во поле березка стояла» — это записанный ритуал свадьбы Ярилы и Берёзки.

На вершине холма есть несколько камней, каждому из которых приписывают определённые лечебные свойства.

Вот этот камень  для лечения спины:

kurkiyoki_13

А вот этот —  для лечения сердца:

kurkiyoki_12

Нетрудно догадаться, в каких случаях помогает камень, у которого установлено деревянное изображение богини Макоши.

kurkiyoki_14

Макошь – женское божество, стало быть, камушек этот помогает восстанавливать женское здоровье.

Чуть в стороне есть ещё один интересный камень. Его называют камень-праща. Считается, что жрецы древности откалывали от него кусочки и делали из них обереги, которые давали нуждающимся в защите.

kurkiyoki_11

У самой тропинки, ведущей на вершину холма, лежит камень, как будто расчерченный продольными и поперечными полосами, о происхождении которых ничего неизвестно.

kurkiyoki_15

На некоторых деревьях можно увидеть ленточки, которые остались после проведения ритуалов.

kurkiyoki_16

В центре холма видны остатки венка, оплетённого ленточками, который был разложен вокруг костра.

kurkiyoki_19

Для древних капищ характерно расположение в самой высокой точке местности. Также всегда рядом должна быть вода. Здесь все эти условия соблюдены – холм возвышается над окрестными полями, а под ним протекает река Куркийоки.

kurkiyoki_9_1

Кроме священных камней  у финно-угорских народов были распространены священные деревья – карсикко. Обычно это были хвойные деревья с особым образом обрезанными ветками, например, срубались все ветки с одной стороны. Такие деревья формировались  в связи с особыми событиями – свадьба, рождение ребёнка, уход  человека в мир иной. И сегодня ещё на старых финских кладбищах можно увидеть такие деревья.

А нам пора отправляться дальше. Едем в направлении посёлка Вятиккя. Финское название Вятиккя происходит от русского слова «святик» — в этих местах любили селиться монахи, искавшие уединения.

Наша следующая цель – остров Койонсаари на Ладоге. Существует версия, что именно Койонсаари выведен Пушкиным под островом Буяном.

Ладога  капризна и непредсказуема,  с ней связана масса легенд. По одной из этих легенд некий купец перед дальним плаванием пошёл к жрецу-арбую, чтобы узнать, будет ли его путь благополучным. Жрец предсказал ему, что путешествие, в общем, будет благополучным, но нужно быть очень внимательным в самом его конце, чтобы избежать беды. Всё вышло так, как и было предсказано. Уже был виден берег, купец вздохнул с облегчением и расслабился, и в этот момент оторвался кусок скалы и рухнул прямо на корабль, погребя его под собой. С тех пор корабль купца периодически появляется в этих водах, но ни в коем случае нельзя ступать на его борт, как бы настойчиво вас ни приглашали.

Чтобы попасть на Койонсаари, лодка не нужна – здесь построена дамба. Территория острова охраняется, въезд на автомобилях запрещён. В начале двухтысячных остров был арендован бизнесменом по фамилии Коган. Он вложил свои средства в устройство дамбы и дорог.

koyonsaari_1
koyonsaari_2

Природа острова необычно красива. На его песчаных пляжах любят отдыхать местные жители. Также эти места облюбовали эзотерики, которые в июле проводят здесь свои слёты.

Мы направляемся вдоль берега Ладоги к скале Хийси.

По дороге нам встречается ещё один интересный объект – скала, похожая своими очертаниями на белого кита.

koyonsaari_4

Собственно говоря, здесь все скалы удивительны — просто невероятные сочетания цветов и линий.

koyonsaari_5
koyonsaari_6
koyonsaari_16

Глядя на эти скалы, я вспоминаю прекрасные иллюстрации к «Калевале», которые сделала замечательная карельская художница Тамара Юфа.

А вот и скала Хийси:

koyonsaari_7
koyonsaari_8
koyonsaari_8_1

Считается, что на её вершине тоже было древнее святилище. К сожалению, до наших дней никаких видимых следов не сохранилось.

Попадаются камни с какими-то линиями, но их происхождение непонятно:

koyonsaari_12
koyonsaari_13

Хийси – повелитель леса. О нём  также рассказывается в «Калевале». Персонаж весьма непростой, это не добрый старичок-лесовичок. Хийси может принимать облик лося, и тогда нарушителям лесного порядка не поздоровится. Этим летом на территории государственного заказника «Щучье озеро» я встретила аж двух «хийси» сразу 🙂 . Но, поскольку в лесу я с самого раннего детства и умею себя вести прилично – не кричу, лесных жителей не беспокою, не мусорю, веток не ломаю – мне нечего опасаться гнева повелителя леса. Хийси ко мне вполне благосклонен – никогда не отпускает из своих владений без подарков. Этим летом все жалуются на отсутствие грибов, а у меня грибы уже из морозилки вываливаются.

Виды со скалы Хийси открываются просто изумительные:

koyonsaari_9
koyonsaari_10

Чудесное место – невероятная красота и удивительная тишина. Уходить не хочется, но нам пора в обратный путь. По плану мы должны вернуться в город не позднее 23 часов, но Приозерское шоссе непредсказуемо – пробка здесь может образоваться буквально из ничего. Снова преодолеваем уже знакомые 25 километров по грунтовке, потряхивает так, что вылетает флешка из плейера. Наш гид пыталась поставить фильм о Карелии, но его просмотр приходится отложить до выезда на асфальт.

А фильм замечательный! Называется он «Карелия известная и неизвестная. На перекрёстках стихий».

Кстати, домой мы добрались «без сучка и без задоринки» и даже раньше, чем рассчитывали. Видимо, древние духи были благосклонны к нам 🙂 .

Поделиться:

Опубликовано

в

от

Метки:

Комментарии

5 комментариев на ««Карелия. Лахденпохский район. «Места силы».»»

  1. Аватар пользователя Лариса Боброва
    Лариса Боброва

    Благодарю Вас, дорогая Леночка, за потрясающий репортаж с уникальнейших мест! Будто сама там побывала а ведь всегда мечтала… Обожаю Ваши рассказы! Читаю всегда с интересом , и получаю огромное удовольствие. Милая моему сердцу Леночка, пусть радостные и удивительные путешествия поджидают Вас за дверью ближайшего Будущего, а за ними ровным строем шагают Ваши светлые, вдохновенные, наполненные любовью к Жизни рассказы! Успехов Вам во всём!

    1. Аватар пользователя Elena
      Elena

      Спасибо, Лариса!

  2. Аватар пользователя Людмила
    Людмила

    Елена, спасибо Вам за потрясающий рассказ! Мы тоже замечательно съездили с КарелияГид по местам силы. Нам очень понравилось. В восторге были и от гида, и от Карелии, и от гостиницы. А Ваш рассказ дал возможность еще раз окунуться в удивительную сказку!

    1. Аватар пользователя Elena
      Elena

      Людмила, спасибо! Я рада, что Вам понравилось.

  3. Аватар пользователя Ииро
    Ииро

    Вот ещё мистика Северного Приладожья, кому интересно: https://litmarket.ru/books/svet-kamera-horror#statistics

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *