Фестиваль Open Look 2019

С 12 по 17 августа в Санкт-Петербурге прошёл XXI Международный фестиваль современного танца Open Look. Спектакли показывали на Новой сцене Александринки (наб. Фонтанки, 49). Попасть туда можно, пройдя от старого здания театра мимо Музея театрального искусства под арку.

Я в этом здании впервые. Здесь всё весьма авангардно.

Взглянув на афишу фестиваля, я, прежде всего, заинтересовалась постановкой «МатчАтрия» в исполнении японской танцовщицы Юи Кавагучи.


Но, увы, билеты на неё на все фестивальные дни уже были проданы. Пришлось довольствоваться просмотром короткого видеоролика:

После «МатчАтрии» моё внимание привлёк спектакль «Сегодня» швейцарцев  Лоранс Яди и Николя Кантильона.

С 2003 года Лоранс Яди и Николя Кантильон развивают танцевальную технику «Мульти-стайл ФьюФью», построенную на принципах традиционной арабской музыки макам, где между обязательными тонами исполнитель может добавлять свою импровизацию. Движения должны плавно перетекать друг в друга как бы в гипнотическом трансе.

Постановку показывают на учебной сцене.

Зал небольшой, всего пять рядов. Я сижу по центру, передо мной проход, вся сцена хорошо видна. Но, как выясняется позже, мы рано радуемся. Появляются господа телевизионщики – внушительных размеров оператор с большой камерой на треноге и руководящая его действиями дама. Они по-хозяйски устраиваются прямо по центру, полностью загородив обзор половине зала. Теперь всё, что мы видим – это мощная спина оператора в футболке с надписью «Свет в квадрате». Не знаю, как насчёт света, но квадрат точно присутствует — большой и чёрный. К тому же, при каждом движении оператора у него сползают штаны, открывая сомнительной свежести бельё. То ещё зрелище!

В ответ на протесты зрителей и предложение расположиться сбоку дама заявляет: «Мы уж как-нибудь сами решим!» Приходится напомнить, что мы заплатили за просмотр спектакля, а не спины оператора. Кое-как общими усилиями удаётся переместить этих важных господ пониже – теперь хоть что-то видно. Почему-то хамство и непрофессионализм телевизионщиков уже не удивляет.

«Сегодня» — довольно необычная постановка. Весь спектакль танцовщица стоит на одном месте, но при этом всё её тело напряжено и двигается как в трансе.

Все чувства и эмоции хорошо читаются, но ловлю себя на мысли, что не факт, что досмотрела бы до конца, если бы не находилась в зале, а смотрела дома видео. Я понимаю, какие усилия затрачивает исполнительница – пот течёт по её лицу непрерывно, но восторга не испытываю.

Я вижу человека сегодняшнего дня, который загнан в капкан роботизированного технократического общества и изо всех сил пытается сохранить свою внутреннюю суть. Но нужен ли абсолютный натурализм? Мне кажется, мы всё-таки ждём от искусства чего-то другого…Хотя, возможно, проблема в другом. «Запад есть Запад, Восток есть Восток». Житель современного мегаполиса всё время спешит, постоянно переключаясь между разными задачами, а для восприятия этого направления искусства необходима неторопливая восточная медитативность.

Весь спектакль у меня было чувство, что напряжение на пределе и должно вот-вот рвануть. Не рвануло. В финале всё тихо сошло на нет.

По моим ощущениям, на протяжении всего действа зал ждал, когда начнёт происходить что-то  более привычное, и пребывал в недоумении. Аплодисменты были, скорей, данью вежливости.

Честно говоря, после этого зрелища так захотелось движения!  И мы его получили – организатор объявил, что вечер ещё не окончен, и нас ждёт встреча с двумя танцовщиками, дававшими в рамках фестиваля мастер-классы.

Первым вышел Гилем Шатир. Из описания к его мастер-классу: «Большое внимание мы уделим работе в партере, чтобы подготовить тело для перемещения из положения на ногах в пол — на скорости и с точностью».  Именно это он нам и продемонстрировал, совершенно блестяще. Мы увидели человека, которого не слушаются ноги, он как бы заново учится ими управлять. Очень интересно было наблюдать за его движениями.

Небольшой кусочек его мастер-класса:

После Гилема Шатира на сцену вышел Самир М’Киреч. Звучит «Болеро» Равеля, никакого активного действия не происходит – танцовщик в строгом костюме с глубокомысленным видом смотрит в зал и периодически слегка поворачивается. Выглядит это довольно комично, в зале начинают смеяться. У меня возникают ассоциации с напыщенным политиком на трибуне. Как позже выяснилось, ассоциации были верными – оказывается, по техническим причинам не смогли показать видеоряд, на фоне которого всё это должно было происходить, а  этот видеоряд включал лица политических деятелей разных лет. Затем Самир начинает потихоньку избавляться от деталей костюма,  и движения становятся более динамичными. Мне на память приходит хореография Акрам Хана. Оказывается, не случайно – Самир начинал как уличный танцовщик,  затем учился у многих знаменитых хореографов, в том числе участвовал в  мастер-классах  компании Акрам Хана.

Мастер-класс Самира:

Оба танцовщика очень понравились залу – талантливые, открытые, позитивные ребята, готовые искать новые грани в танце. В коротком интервью они поделились своими планами на будущее.

Надеюсь, следующий фестиваль Open Look окажется не менее интересным и порадует новыми открытиями.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *