Балет Эйфмана «Реквием» в Александринке

Вчера мне, наконец, посчастливилось попасть в Александринку на балет Эйфмана «Реквием». Сказать, что постановка произвела на меня сильное впечатление – не сказать ничего.

Полное погружение в атмосферу жизни страны  30-40-х годов прошлого века…

Спектакль состоит из двух актов. Интересно, что 2-й акт был создан гораздо раньше 1-го. В 1991 году Эйфман поставил одноактный балет на музыку Моцарта, и лишь в 2014 году состоялась премьера спектакля, в котором соединились абсолютно реалистичный ахматовский «Реквием» на музыку Шостаковича (Камерная симфония «Памяти жертв фашизма и войны»)  с философским осмыслением «Реквиема» Моцарта.

1-й акт – это абсолютный реализм. Время, сюжет — всё «читается» очень чётко. Ты проживаешь вместе с героями события их жизни, боль, страх, надежду и безнадёжность. Очереди к окошку, где ждёт драгоценная весточка или узелок с вещами, оставшимися от самого дорогого человека… НКВД-шная машина уничтожения…Блокадные саночки, на которых увозят тех, кому уже не больно и не страшно… Ахматовские строки, рассказанные языком танца… Это страшно по-настоящему. Звуковое и световое оформление многократно  усиливают впечатление.

2-й акт, пожалуй, вне времени – это о жизни вообще, вне зависимости от событий конкретной эпохи. Соответственно меняется и хореография. Рождение, молодость, любовь, старость…И вроде бы есть конкретные герои, но их история могла бы развиваться в любое время, в любой стране.

Лучше всего об идее спектакля говорит сам Борис Эйфман:

«Перечитывая поэму «Реквием», я неизменно поражаюсь, насколько безудержна та боль, что пульсирует в строках Ахматовой. Снова и снова траурные образы «осатанелых лет» наполняют сердце. И вереницы погребенных заживо застывают в вечном ожидании у тюремных ворот…

Крику женщины, на чью долю выпали страшные испытания, в поэме Ахматовой вторят стоны тысяч несчастных матерей и жен. Эта симфония скорби не перестает звучать во мне. Священная боль не утихает.

Воистину: мир человеческих страданий бездонен. Но в самом течении жизни скрыта божественная непрерывность бытия, которую гениально воспел в своем «Реквиеме» Моцарт. Слушая его произведение, ощущаешь дыхание вечности. Тревоги и опасения исчезают, ты пронизан предчувствием вселенской тайны. Откуда я? Зачем я? Что есть я? Обращаешься к своей памяти. Это она вводит незащищенного юношу в мир, воскрешает испытания зрелости, мудрость и бессилие старости. Сколько злобы, клеветы и насилия в моей памяти… И сколько неувядающих прикосновений счастья, любви!..

Страдания, отчаяние, надежда – все это во мне, в каждом из нас. И погребальная песнь сливается воедино с моцартовским гимном жизни».

Балетная труппа превосходна – профессионализм помноженный на талант. Неудивительно, что зал заполнен, а в ложах даже стоят за креслами. Жаль, что театр Эйфмана в течение года так много гастролирует за рубежом. Хотелось бы иметь возможность видеть их чаще в Петербурге.

Поделиться:

Опубликовано

в

от

Метки:

Комментарии

Один комментарий на ««Балет Эйфмана «Реквием» в Александринке»»

  1. Аватар пользователя Ирина
    Ирина

    Я вчера смотрела «Реквием». Не могу вспомнить, видела ли я предыдущую версию. Первая часть мрачна, но «цепляет». А на второй я скорее музыку слушала (и предпочла бы полный Реквием на концерте), т.к. мне было скучновато.
    Не очень понимаю нынешнюю традицию хореографа переделывать свои балеты. Они или были хороши тогда и такие, или их пора снимать. И делать что-то другое. Потому что этот человек талантлив, энергичен, его танец завораживает.
    И хотелось бы, чтобы у него хватило сил и терпения на организацию, наконец, своей площадки, т.к. Александринский театр — это полный ужас (как, впрочем, и иные подковообразные, для просмотра балетов). Пишу так, т.к. пыталась смотреть и с 1го яруса почти у сцены, но во 2м ряду, и с кресел (амфитеатр что ли?), вчера — с 3го яруса по центру видела лучше всего. А люди в ложах стояли именно потому, что во 2м ряду ничего не видно. Вообще. А цены на балет зашкаливают, т.е. заплатив 4-значную цену человек стоит. За все годы просмотра балетов Эйфмана могу сказать, что только в «Октябрьском» большая часть зрителей видит танец. Ни в консерватории, ни в Выборгском ДК, ни в Александринке я не получала никакого удовольствия от мест, где сидела и пыталась увидеть сцену

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *